Храм Малатеста (Tempio Malatestiano) в Римини (Rimini) является в настоящее время действующим кафедральным собором, официально названным в честь святого Франциска (Francesco d’Assisi).
Церковь более известна под именем своего основателя – правителя города в XV в. Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (Sigismondo Pandolfo Malatesta).
Массивное строение в стиле поздней готики наряду с Аркой Августа (Arco di Augusto) и Мостом Тиберия (Ponte di Tiberio) имеет интересную историю и считается важной достопримечательностью итальянского курорта, которую обязательно надо увидеть.
Содержание
Адрес и время работы
Храм находится в историческом центре Римини, всего в 500 метрах от главного железнодорожного вокзала.
- Время работы: ежедневно с 8:30 до 12,00 и с 15:30 до 18:30
- Мессы: будни – в 17:30, по праздникам – 11:00 и 17:30;
- Официальный сайт: www.diocesi.rimini.it
- Адрес: Via IV Novembre, 35
История строительства
Храм Малатеста появился в период с 1447 по 1503 г. в результате реконструкции церкви святого Франциска, выстроенной монашеским орденом в XIII в. Ещё раньше, в IX в., на этом месте находилась церковь, посвящённая Деве Марии.
Сиджизмондо Малатеста
Кардинальные преобразования францисканской церкви знаменитый представитель рода Малатеста Сиджизмондо, прозванный «Волк Романьи», задумал и воплотил движимый не религиозным порывом, а с целью создания грандиозного фамильного мавзолея.
Особенно нежно и трепетно Сиджизмондо относился к своей юной любовнице Изотте дельи Атти (Isotta degli Atti), которая впоследствии стала его третьей женой (смерть первых двух приписывают руке мужа). Храм-мавзолей должен был стать усыпальницей и для неё, что вызывало особое возмущение католической церкви с её благочестием.
Леон Баттиста Альберти
В 1450 г. Сиджизмондо пригласил для строительства усыпальницы рода Малатеста не просто хорошего архитектора, но и выдающегося итальянского учёного, гуманиста и писателя – Леона Баттиста Альберти (Leon Battista Alberti).
Его передовые идеи и теории позволили создать новый по стилю проект сооружения, относящийся к эпохе Раннего Возрождения с присущими ему элементами античной культуры.
Вдохновение мастеру придала знаменитая трёхпролётная Триумфальная арка Константина (Arco di Costantino). Грандиозные планы подразумевали возведение строения, не уступающего по величию римскому Пантеону с его великолепным и уникальным куполом.
Для украшения нового храма был приглашён скульптор Маттео ди Андреа де Пасти (Matteo di Andrea de Pasti.).
Отлучение Сиджизмондо Малатеста от церкви в 1460 г. в результате его деяний и, может быть, несколько предвзятого отношения Папы Римского Пия II (Pius PP. II) к неординарной личности правителя Римини, не позволили закончить строительство и воплотить замечательный проект Альберти. Темпио Малатестиано остался без купола и фронтона. Сохранившееся изображение храма во всём полном величии можно увидеть на медали де Пасти 1450 г.
После смерти Сиджизмонда в 1466 г. оставшаяся любимая жена Изотта (она пережила мужа на 6 лет) и его наследники лишились в результате политических интриг и борьбы за власть своего богатства, влияния и возможности закончить строительство задуманного Сиджизмондом мавзолея.
Описание
Монументальный Темпио Малатестиано выполнен из белого мрамора и имеет лаконичную прямоугольную форму. Широкий фасад спроектирован с тремя аркообразными нишами, из которых крайние предназначались первоначально под гробницы Сиджизмонда и Изотты.
Пролёты с внешней боковой стороны храма, напоминающие древние римские акведуки, заняты саркофагами знатных горожан. В одном из них покоится прах греческого философа Гемиста Плето. Интересно, что его останки в Римини привёз из военного похода на Балканы сам Сиджизмондо, будучи большим почитателем Древней Греции.
Слева от храма расположена колокольня, относящаяся к XV веку.
Интерьер
Храм Малатеста состоит из одного нефа и трёх апсид. Предполагается, что в центральной некогда находились росписи Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone). Это вполне могло быть, так как известно о том, что знаменитый художник в 1308-1312 гг. жил в Римини.
С правой стороны от входа расположены семь часовен, где особое восхищение заслуживают великолепные изваяния скульптора Агостино ди Дуччо (Agostino di Duccio):
- В первой Капелле Добродетели (Cappella delle Virtu) покоится сам Сиджизмондо Пандольфо.
- Вторая часовня посвящена святому Сигизмунду – покровителю воинов. В ней находится фреска Пьеро делла Франческа, где Малатеста, как бывший кондотьер, стоит на коленях перед святым, выразив тем самым ему своё особое почитание.
- Часовня Ангелов (Cappella degli Angeli) хранит гробницу любимой жены Изотты и ценное Распятие, написанное предположительно Джотто.
- Четвёртая Капелла планет (Capella dei Pianeti) со скульптурной группой фигур-знаков зодиаков, выполненной Агостино ди Дуччо, посвящена святому Иерониму. Здесь же можно ознакомиться с редкой панорамой Римини, относящейся к XV в.
- Основатель церкви воздал должное науке, посвятив одну из часовен Cappella delle Arti Liberali свободному искусству — Философии, Риторике и Грамматике.
- Капелла детских игр (Cappella dei Giochi infantil) с резвящимися и танцующими младенцами-ангелами (всего 61 фигурки) посвящена первым жёнам Сиджизмонда.
- В Капелле делла Пьета (Cappella della Pieta) покоится прах других предков из рода Малатеста. Украшением интерьера стали скульптуры двух пророков и десяти сибилл.
Внутреннее убранство церкви содержит множество изображений женских фигур, роз и слонов (геральдических знаков семейства Малатеста), а также монограммы первых букв имён — S (Sigismondo) и I (Isotta).
Прошли века, но рядом с современным миром осталась часть истории города Римини, которая запечатлена в камне Темпио Малатестиано, творениях скульпторов и памяти.