Базилика Сан-Паоло Маджоре в Неаполе

Базилика Сан-Паоло Маджоре в Неаполе

В историческом центре Неаполя (Napoli) на площади Сан-Гаэтано (Piazza San Gaetano) находится необычная и достойная особого внимания среди других достопримечательностей южного города Базилика Сан-Паоло Маджоре (Basilica di San Paolo Maggiore).

Представленная сложным комплексом религиозных сооружений, она имеет интересную историю создания и особую художественную ценность благодаря собранию выдающихся произведений искусства XVI-XVIII вв., а также почитается как место поклонения мощам знаменитых святых.

Расположение

Площадь, на которой возвышается монументальная церковь Сан-Паоло Маджоре, являлась сердцем древнего Неаполя, в античные времена здесь находилась греческая агора, а в более позднюю римскую эпоху – форум.

Старинная площадь располагается на пересечении улиц Трибуналии (via dei Tribunali) и Сан-Грегорио Армено (via San Gregorio Armeno) в популярном районе Сан-Лоренцо (San Lorenzo). Эти земли относятся к центральному Декуману Неаполя (Decumano Maggiore) – историческому месту города, определяемому главными улицами, которые были заложены по классической схеме градостроения ещё в античные времена.

Исключительную древность площади подтверждают расположенные в этом месте вход в подземный акведук города, построенный IV веке до н. э., и археологические раскопки, относящиеся к греческому периоду Неаполя.

Длительное время площадь играла роль рынка, где совершались сделки, и можно было встреть в многоликой толпе торговцев грека, римлянина, сирийца или египтянина; здесь же под звон колоколов собиралось ополчение для защиты города от вторжения лангобардов и сарацин.

Храм Диоскуров

Первым сооружением на месте современной базилики Сан-Паоло Маджоре был античный храм Диоскуров (Tempio dei Dioscuri Napoli), возведённый в I-м веке и посвящённый близнецам — Поллуксу (Pollux) и Кастору (Castore), которые согласно греческой мифологии, рождены Ледой и были зачаты от двух отцов – спартанского царя Тиндарея и Зевса. Братья очень почитались в южных полисах Великой Греции как покровители моряков и защитники кораблей от шторма.

Храм Диоскуров на месте базилики Сан-Паоло Маджоре в Неаполе, гравюра XVI века

Сохранившийся рисунок 1540 года, сделанный португальским художником Франсиско де Холланда (Francisco de Hollanda), детально передаёт внешний облик великолепного храма Диоскуров. Фасад строения имел восемь рифлёных колонн, выполненных в изысканном стиле коринфского ордера, на треугольном тимпане находился барельеф с изображением в центре главных героев-близнецов, а по углам – тритонов и фигур, олицетворяющих землю и океан, а также почитаемых Аполлона и Дианы.

В нишах фасада находились каменные изваяния Кастора и Поллукса; археологическим подтверждением этого факта были найденные и сохранившиеся в земле мраморные торсы как раз под тем местом, где сейчас находятся скульптуры христианских святых Петра и Павла.

Колонны древнего храма Диоскуров в базилике Сан-Паоло Маджоре в Неаполе

В период VIII-IX вв. на месте древнего храма Диоскуров с сохранением его фасада с колонами была построена раннехристианская церковь, являя таким образом контраст языческого культа и учения Христа, ужившийся на месте древнего религиозного поклонения. Новое сооружение было возведено в честь победы Неаполитанского герцогства над сарацинами, а так как время её празднования выпало на день святого Павла, то и церковь получила имя одного из самых почитаемых апостолов христианства.

Гаэтан Тиенский

Гаэтан Тиенский (Gaetano Thiene) имеет самое прямое отношение и к площади, которая названа в его честь, и к Базилике Сан-Паоло Маджоре, хранящей в крипте его мощи.

святой Гаэтан Тиенский

В 1538 году наместник Неаполя Педро Альварес де Толедо (Pedro Alvarez de Toledo) передал базилику ордену «Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения» (Clericorum Regularium vulgo Theatinorum), члены общины которого получили более популярное название «театинцы». Гаэтан Тиенский являлся основателем этого ордена и прославился особым духовным рвением в многочисленных благих деяниях. Он способствовал строительству госпиталя Милосердия (L’ospedale della Misericordia) в городе Виченца (Vicenza) и больницы для неизлечимо больных в Венеции (Venezia), учредил кассу помощи для бедняков, помогал жертвам чумной эпидемии 1530 года, оказал участие в основании ордена монахинь Бедных Клэр Капуцинов (Ordo Sanctae Clarae Capuccinarum).

В 1671 году папой Климентом X (Clemens PP. X) почитаемый глава ордена был канонизирован, а его мощи помещены в крипту Базилики Сан-Паоло Маджоре. Святого Гаэтана считают покровителем рожениц и узнают по его атрибутам – чёткам, лилии и птице.

Памятник Сан-Гаэтану

В 1737 году на одноимённой площади был открыт памятник святому Гаэтану, заказанный священниками – теотинцами Базилики Сан-Паоло Маджоре в качестве обета избавления Неаполя от чумы 1656 года. Некоторые сохранившиеся рукописи повествуют о том, что после крестного хода братьев ордена в городе прекратилась эпидемия страшной болезни, и больше ни один человек не умер.

Памятник святому Гаэтану в Неаполе

Работы по проектированию и изготовлению монумента выполнили итальянские скульпторы Козимо Фанзаго (Cosimo Fanzago) и Андреа Фальконе (Andrea Falcone).

Несмотря на то, что скульптура была готова в 1664 году, она ещё долго не была установлена из-за недовольства владельца ближайшего дома по поводу надёжности её основания – высокая колонна, предназначенная для пьедестала, могла разрушить его жилище. Предполагается, что в 1747 году статуя была заменена на другую скульптуру, работы неизвестного римского мастера. Первоначальное изображение памятника сохранилось лишь в старом путеводителе 1692 года.

Перестройка и реставрация

Основные работы по реставрации и расширению здания Сан-Паоло Маджоре начались после передачи церкви ордену театинцев и продолжались в период 1580–1630 гг. В это время были построены сначала трансепт с глубокой многоугольной апсидой, а затем центральный неф и два боковых прохода с часовнями. Театинцы привлекали для реконструкции и проектирования интерьера своей церкви уже хорошо известных в Неаполе архитекторов: Франческо Гримальди (Francesco Grimaldi), Джованни Баттиста Каванья (Gian Battista Cavagni), Джованни Джакомо ди Конфорт (Giovanni Giacomo Di Conforto) и др.

Для украшения фасада здания были выбраны скульптурные изображения апостолов Петра и Павла работы Андреа Фальконе, которые в 1671 году установили в ниши на место, ранее занятое изваяниями мифологических братьев Поллуксуса и Кастора.

Неудачным решением архитектора Дионисио Лаццари (Dionisio Lazzari) было возведение в 1671 году каменного свода, соединившего фасад церкви и колонны античного храма, — расчёты конструкции не выдержали землетрясения 1688 года. В результате стихийного бедствия отреставрированная всего лишь несколько лет назад базилика была разрушена. Серьёзный ущерб был нанесён как основному зданию, так и фасаду: из восьми мраморных колонн уцелели только две, которые можно увидеть и сегодня на их прежнем месте.

Восстановлением церкви Сан-Паоло Маджоре в 1689–1696 гг. занимался выдающийся зодчий XVII века Арканджело Гульельмелли (Arcangelo Guglielmelli), который спроектировал новый фасад здания, соединив стиль позднего барокко с элементами языческого храма – две сохранившиеся коринфские колонны высотой 11 метров, симметрично расположенные от главного входа, стали необычным композиционным решением оформления культового сооружения.

На смену Гульельмелли пришёл талантливый Франческо Солимена (Francesco Solimena) – более известный, как выдающийся мастер живописи, но при этом и автор нескольких архитектурных проектов.

Немалый вклад в обновление и украшение базилики внёс Доменико Антонио Ваккаро (Domenico Antonio Vaccaro) — итальянский живописец, скульптор и архитектор. Совместно со своим учителем Франческо Солимена, он принял участие в работах по укладке полов и изготовлению пилястр центрального нефа храма, при этом в качестве материала были повторно использованы древние мраморные колонны, разрушенные после землетрясения.

Последние штрихи в оформлении фасада Сан-Паоло Маджоре были сделаны в 1773 году опытным итальянским архитектором и инженером Джузеппе Астаритой (Giuseppe Astarita) по случаю провозглашения блаженным Паоло Бурали д’Ареццо (Paolo Burali d’Arezzo), бывшим при жизни архиепископом Неаполя.

Базилика потребовала серьёзного восстановления после воздушной бомбардировки авиации союзников в 1943 году во время Второй мировой войны, так как крыша и трансепт были почти полностью разрушены.

В декабре 1951 года папа Пий XII (Pius PP. XII) возвысил Сан-Паоло Маджоре до достоинства «Basilica minore» – почётного звания, присуждаемого особо важным католическим религиозным сооружениям.

Архитектура

При всём многообразии архитектурных стилей церквей Неаполя, базилика Сан-Паоло Маджоре в первую очередь обращает на себя внимание нестандартным решением внешнего оформления: отсутствует привычный купол, фасад содержит элементы античного храма, двойная рамповая лестница в стиле роскошного барокко вообще не вписывается в традиции христианских построек. Именно эти особенности придают неповторимый и запоминающийся вид архитектурному сооружению.

Фасад базилика Сан-Паоло Маджоре в Неаполе

План здания представляет собой латинский крест, разделённый тремя нефами, при этом центральный построен с более низким прямым потолком, а боковые имеют сводчатые арки с последовательностью эллиптических куполов. Всего в базилике находятся 14 часовен — по три справа и слева в трансепте и по четыре меньших размеров – с каждой стороны боковых проходов; за главным алтарём справа расположена большая ризница.

К базилике прилегают здания двух старинных монастырей с внушительными каменными стенами. Один, который больше и расположен за апсидой церкви, сейчас используется как Нотариальный архив Неаполя, хранящий документы, начиная от XVII века и до наших дней.

Вторая небольшая обитель, имеющая форму квадрата, сохранила ряд древних колонн, принадлежащих к ранней христианской церкви. Во дворе монастыре находится колодец, в котором, согласно легенде, самая чистая и прохладная вода в городе.

Интерьер

Резкий контраст сдержанному оформлению фасада представляет внутреннее убранство Сан-Паоло Маджоре – это «взрыв» роскоши барокко, выраженного в сочетании великолепных форм, изысканных цветовых оттенков, богатого декора из мрамора и позолоты, скульптурных групп, бесчисленных живописных фресок и полотен неаполитанских художников XVII и XVII вв.

Интерьер потолок базилики Сан-Паоло Маджоре в Неаполе

Центральный алтарь в апсиде храма выполнен в 1775-1776 гг. мастером Антонио Луккой (Antonio Lucca). Его главным украшением являются скульптуры Фердинандо Фуга (Ferdinando Fuga) и знаменитая роспись Франческо Солимена — «Мученичество святой Юстинианы». Исполнение фрески поражает невероятно притягательным цветовым колоритом и драматичной игрой света и тени, которые вызывают ощущение чувственного праздничного духа.

На потолке и стенах центрального нефа в 1643-1644 гг. появились великолепные фрески с эпизодами битвы неаполитанцев с сарацинами, а также с целым циклом сюжетов из жизни святых Петра и Павла, которые расписал Массимо Станционе (Massimo Stanzione)- итальянский художник неаполитанской школы живописи. К сожалению, сегодня потолок сохранил только фрагменты прекрасных фресок, так как именно крыша здания была сильно повреждена в период Второй мировой войны; не сохранились полностью и росписи потолка трансепта и апсиды.

В левом боковом нефе церкви находится похоронный памятник с бюстом известного математика Николая Фергола (Nicola Fergola).

Часовни

Часовни или капеллы (cappella), как их называют католики, являются неотъемлемой частью большой базилики Сан-Паоло Маджоре и представляют собой

настоящие шедевры архитектуры и сокровищницы художественных произведений и реликвий.

Часовни бокового нефа и трансепта слева

При входе в церковь с левой стороны в боковом нефе и трансепте последовательно расположены часовни:

  1. Карло Борромео (Cappella di San Carlo Borromeo),
  2. Джузеппе Мария Томази (Cappella di San Giuseppe Maria Tomasi),
  3. Петру и Павлу (Cappella dei Santi Pietro e Paolo),
  4. Фласкони или Ангела-Хранителя (Cappella Flasconi o dell’Angelo custode),
  5. Непорочного Зачатия или Святых Петра и Павла (Cappella dell’Immacolata o dei Santi Pietro e Paolo),
  6. Анонимная (Cappella «anonima»),
  7. Фиррао (Cappella Firrao).

Каждая из часовен имеет свою историю и выдающиеся произведения искусства, но некоторые из них являются более интересными для ознакомления путешественниками.

Часовня Фласкони или Ангела-Хранителя

Одно из знатных семейств Неаполя увековечило свою фамилию в часовне Фласкони или Ангела-Хранителя.

Капелла получила своё название от самой выдающейся работы Доменико Антонио Ваккаро (Domenico Antonio Vaccaro) – мраморной скульптуры «Ангел–хранитель».

Скульптура ангел-хранитель Доменико Антонио Ваккаро в Сан Паоло Маджоре Неаполь

Работа относится предположительно к 1724 году и была первоначально предназначена для этой фамильной часовни. Как свидетельствует сохранившаяся рукопись, заказ на скульптуру был сделан отцами –теотинцами в память о чудесных деяниях, приписываемых ангелу в 1648 году, когда разъярённая толпа бедных и голодных неаполитанцев пыталась разграбить Сан-Паоло Маджоре. Небесный образ юноши с картушем в руках, гласивший о любви братьев к людям, помог остановить беспорядки и избежать кровопролития, а также спасти достояние церкви.

В настоящее время прекрасное изваяние Ангела, обнимающего младенца, выставлено в центральном нефе храма.

Часовня Фиррао

Одним из самых роскошных проявлений стиля барокко является убранство часовни Фиррао, которая расположена в трансепте с левой стороны от апсиды.

Капелла была построена в первой половине XVII в. по заказу богатой и влиятельной семьи Фиррао, которой принадлежали и другие прекрасные здания Неаполя. Основные работы по созданию мраморного интерьера были выполнены Дионисио Лаццари в 1640 году. Центральное место занимает скульптура Мадонны делле Грацие (Madonna delle Grazie) работы итальянского скульптора Джулио Менкалии (Giulio Mencaglia); по бокам в нишах увековечены в камне уважаемые члены семейства, стоящие на коленях в знак преданности Мадонне. Купол часовни расписан чудесными фресками Андреа Фальконе в 1641 году.

Цветной мрамор, сложная техника инкрустации, богатая лепнина стен и потолка, коринфские колонны и многочисленные декоративные элементы, – всё это придаёт маленькой, но роскошной часовне, статус независимого и уединённого места фамильного поклонения.

Часовни бокового нефа и трансепта справа

С правой стороны церкви в боковом нефе и трансепте, начиная от апсиды в направлении к выходу, расположены часовни:

  1. святого Авеллино (Cappella di Sant’Andrea d’Avellino),
  2. «Анонимная»(Cappella «anonima»),
  3. Блаженного Паоло Бурали д’Ареццо (Cappella del beato Paolo Burali d’Arezzo),
  4. Чистоты (Cappella della Purita),
  5. Сан Гаэтано Тьене (Cappella di San Gaetano Thiene),
  6. Рождества (Cappella della Nativita),
  7. Блаженного Джованни Маринони (Cappella del beato Giovanni Marinoni).

Часовня святого Авеллино

С правой стороны апсиды находится часовня святого Авеллино, здесь же находятся его мощи, помещённые в позолоченный латунный футляр.

Андреа Авеллино (Andrea Avellino) имел к церкви самое прямое отношение:

с 1566 года он вступил в орден театинцев и прослужил в Сан-Пауло Маджоре до конца жизни, прославившись благочестием и глубокой верой. Известен случай, когда в тяжёлое время во время народных волнений в 1585 году, он раздал часть сбережений храма особо нуждающимся горожанам. В мае 1712 года папа Климент XI (Clemens PP. XI) канонизировал святого.

Над планировкой и интерьером часовни трудился Антонио Ваккаро, а мраморные украшения для часовни были сделаны Дионисио Лаццари и Никола Таммаро (Nikola Tammaro) в конце XVII века. Святой Авеллино изображён в барельефах на стенах часовни и в окружении ангелов на картине Паоло Финольо (Paolo Finoglio), которая находится над гробницей. Рядом с алтарём хранится капсула с кровью святого.

Часовня Чистоты

Особый интерес представляет часовня Чистоты. Здесь центральное место занимает картина «Мадонна чистоты» (Madonna della purita) испанского художника Луиса де Моралеса (Luis de Morales). Для обозрения выставлена лишь копия его работы, а оригинал, представляющий особую ценность, спрятан для большей сохранности.

«Мадонна чистоты» (Madonna della purita) Луиса де Моралес, Сан Маоло Маджоре Неаполь

Работы над часовней в её мраморном убранстве были выполнены архитектором, скульптором и даже ювелиром Джованом Доменико Виначча (Giovan Domenico Vinaccia) в 1681 году. Тема «чистоты» продолжается в работе Массимо Станционе «Истории Девы» (Storie della Vergine) и в других изображениях Богородицы и младенца Иисуса. Вдоль проходов в часовню расположены аллегорические скульптуры Андреа Фальконе и его ученика Николой Маццоне (Nicola Mazzone), исполненные в 1675-1704 гг. и олицетворяющие четыре добродетели: Воздержание (la Temperanza), Стойкость (la Fortezz), Справедливость (la Giustizia), Предусмотрительность (la Prudenza).

Ризница Солимены

Отдельно на архитектурном плане Сан-Паоло Маджоре выделяется ризница Солимены (Sacrestia di Solimena).

Ризница Солимены в базилике Сан-Паоло Маджоре Неаполь

Здесь находятся великолепные фрески Франческо Солимены, которые являются его первыми и самыми выразительными работами, написанными в 1690 году: «Падение Симона Мага» и «Обращение Павла». Ризница поражает пышностью форм барокко – свод, окна и стены богато украшены лепниной и золотом, а свет, проникающий сверху, подчёркивает контраст темного дерева в интерьере и ярких фресок. Предметы мебели XVII века удивляют своей сохранностью и мастерством исполнения.

Церковь Святого Распятия Ла Скиабика

У основания базилики Сан-Паоло Маджоре находится историческое место поклонения – Церковь Святого Распятия Ла Скиабика (Chiesa del Santissimo Crocifisso detta la Sciabica). Место древнего святилища было обнаружено в 1962 году во время проведение ремонтных работ.

Центральный неф используется как место поклонения, а два боковых – это ризница и старинное кладбище. На главном алтаре XIX в. находится изображение Распятия с Мадонной и Иоанном Крестителем, относящееся к XV в. В церкви можно увидеть картины XVIII в. работы Паоло де Фалько (Paolo De Falco), послушать орган и рассмотреть прочие реликвии.

Крипта Сан-Гаэтано-Тьене

Частью обширного комплекса церкви Сан-Паоло Маджоре является крипта с мощами Сан-Гаэтано-Тьене (Il santuario di San Gaetano Thiene), отдельный вход в которую расположен справа внизу по отношению к фасаду здания.

мощи Сан-Гаэтано-Тьене в Неаполе

Интерьер для святилища был спроектирован Франческо Солимена, ему же принадлежат росписи нефа. Барельефы с изображением сцен из жизни святого Гаэтана являются работой Доменико Антонио Ваккаро. Прекрасный пол склепа выполнен из майолики в 1724 году мастером Донато Массе (Donato Massa).

Город 500 куполов, как называют Неаполь, очаровывает своей древней историей, буйными красками южной природы, неожиданными контрастами и роскошью церквей. И если фраза «Увидеть Неаполь и умереть» приходит на ум при выборе путешествия в этот колоритный и неповторимый город Италии, то обязательно стоит увидеть именно Базилику Сан-Паоло Маджоре – одну из жемчужин, спрятанных в улочках старого города, которая раскроет свои тайны и покажет настоящие сокровища.

Часы посещения

Ознакомиться с достопримечательностями Базилики Сан Паоло Маджоре можно в часы посещения:

  • понедельник-суббота: 09: 00 017: 30,
  • воскресенье: 09: 30 — 13: 30,
  • в дни праздников время может быть изменено.
Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru