Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции

Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции

Коллекция Пегги Гуггенхайм (Collezione Peggy Guggenheim) — собрание произведений искусства XX века, выставленное в Палаццо Веньер дей Леони (Venier dei Leoni) на Большом Канале (Canal Grande) в Венеции (Venezia).

В постоянную экспозицию музея входят более 300 работ из частной галереи Пегги Гуггенхайм – американского мецената и коллекционера, самозабвенно посвятившей себя современному искусству. Эта женщина, не имея профессионального образования, одна из первых высоко оценила творчество тогда ещё малоизвестных художников, работавших в таких направлениях, как модернизм, футуризм, кубизм, сюрреализм, абстрактный экспрессионизм.

В старинном палаццо на Гранд-канале, в котором Пегги провела последние 30 лет своей жизни, можно увидеть приобретённые ей картины Пабло Пикассо, Фернана Леже, Джино Северини, Пита Мондриана, Василия Кандинского, Жоана Миро, Пауля Клее, Макса Эрнста, Рене Магритта, Сальвадора Дали и других выдающихся художников.

Информация для посетителей

Время работы

Музей работает ежедневно с 10:00 до 18:00, кроме вторников и 25 декабря.

Цена билетов

Билет в музей Пегги Гуггенхайм стоит 16 евро. Чтобы избежать очередей, а также ситуации, когда на ближайшие дни все места выкуплены, советую заранее позаботиться о бронировании онлайн через официальные кассы getyourguide.

Билеты в музей Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции

Как добраться

Музей Пегги Гуггенхайм находится по адресу Dorsoduro, 701-704, 30123 Venezia VE, Italy. Ближайшая остановка вапоретто Accademia находится в 400 метрах от входа в музей.

Коллекция Пегги Гуггенхайм в Венеции

Идеальный маршрут для самостоятельной прогулки с учетом посещения музея:

  1. Доплыть от главного вокзала Санта-Лючия (Stazione di Venezia Santa Lucia) на вапоретто N1,2 до причала  Accademia.
  2. Прогуляться до Музея Пегги Гуггенхайм. На посещение планируйте примерно 1,5 часа. Билеты обязательно купите заранее.
  3. Прогуляться до базилики Санта-Мария-делла-Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute). На посещение планируйте 30 минут.
  4. От причала Salute на вапоретто N1 можно переплыть на другой берег к причалу S. Maria del Giglio, откуда прогуляться по шоппинг улочкам до площади святого Марка. Или сесть на причале Salute на вапоретто N1,2 в другом направлении, который за 8 минут довезет до причала San Marco.

Идеальный маршрут для самостоятельной прогулки с учетом посещения музея Пегги Гуггенхайм в Венеции

Маршрут «Музейная миля Дорсодуро»

Коллекция Пегги Гуггенхайм с 2015 года входит в уникальный культурный маршрут Венеции, называемый «Музейная миля Дорсодуро». Участок длиной в одну милю, между Гранд-каналом и Каналом Джудекка (Canale della Giudecca), соединяет Галерею Академии (Gallerie dell’Accademia), Галерею Палаццо Чини (Palazzo Loredan Cini), Коллекцию Пегги Гуггенхайм и Центр современного искусства Палаццо Грасси — Пунта-делла-Доган (Palazzo Grassi -Punta della Dogana). Этот ряд музеев предоставляет уникальную возможность познакомиться с шедеврами изобразительного искусства, созданными на протяжении последних восьми столетий – от венецианской живописи Средневековья в Галерее Академии до самых современных работ в Палаццо Грасси — Пунта-делла-Доган.

История жизни Пегги Гуггенхайм

Пегги Гуггенхайм, которая дала имя и жизнь венецианскому музею современного искусства, заслуживает отдельного внимания. Эта яркая и эпатажная женщина открыла миру новые имена и показала, что работы художников XX века, ломающие все стереотипы классических приёмов живописи, достойны восхищения не меньше, чем шедевры других эпох.

Cемья

Пегги, а на самом деле Маргарита, родилась 26 августа 1898 г. в Нью-Йорке в богатой еврейской семье промышленника Бенджамина Гуггенхайма и Флоретты Селигман – дочери успешного банкира.
В 1912 году отец Пегги героически погиб при крушении лайнера «Титаника» во время его первого рейса из Англии в Соединённые Штаты. Мужчина помогал детям и женщинам спускаться в шлюпки, тогда как ему самому там уже не было места. Дела Бенджамина Гуггенхайма после его смерти оказались не в лучшем состоянии.

Пегги пришлось дожидаться возраста совершеннолетия, чтобы летом 1919 г. получить наследство в 450 тыс. долл. (или около 7 млн. долл. в перерасчёте на 2016 г.).

Деньги дали свободу и возможность путешествовать.

В 1921 г. Пегги переехала в Париж, где наслаждалась богемной жизнью и завела дружбу с большим кругом творческих личностей. Через год она вышла замуж за французского скульптора и художника Лоуренса Вейля, с которым прожила 8 лет, родив двоих детей, сына Синдбада и дочь Пегин.

Как творческая и увлекающаяся натура, Пегги наслаждалась жизнью, в которой у неё помимо двух мужей были многочисленные любовники и даже любовницы, но главной и всепоглощающей страстью всегда оставалась работа коллекционера и мецената.

Коллекционирование

Коллекционирование произведений искусств – увлечение не для бедных. Жизнь Пегги Гуггенхайм складывалась так, что она могла позволить себе путешествовать по миру в поисках новых впечатлений и шедевров, которые станут главными экспонатами будущего музея в Венеции.

 Пегги Гуггенхайм в Венеции с новой картиной

В Лондоне

Свою первую художественную галерею под названием Guggenheim Jeune Пегги открыла в Лондоне 24 января 1938 года. Она ещё не совсем разбиралась в современной живописи, и провести различие между абстрактным искусством и сюрреализмом ей помогали друзья и любовники из среды художников. И надо признать, что Пегги обладала
природной интуицией, делая выбор в пользу работ ещё малоизвестных талантов, которых в будущем ждала мировая слава.

Для галереи в Лондоне она приобрела авангардные произведения Константина Бранкузи, Жоржа Брака, Марка Шагала, Сальвадора Дали, Марселя Дюшана, Василия Кандинского, Пита Мондриана, Вольфганга Паалена и Пабло Пикассо. Новое выставочное мероприятие не принесло ожидаемой прибыли, несмотря на интерес прессы, и через год галерея была закрыта.

В Париже

Вернувшись в Париж, Пегги уже со знанием дела стала приобретать для своей коллекции современные художественные произведения, следуя собственному принципу «покупать по картине в день».

Пегги Гуггенхайм в Париже

В начале Второй мировой войны многие художники спешили покинуть город и продавали свои картины по бросовым ценам. Потратив менее 40 тыс. долларов Пегги приобрела состояние, которое позже будет стоить миллиарды. Нельзя сказать, что она воспользовалась ситуацией, так как с её слов она ещё не знала настоящую цену выкупленным работам Жоржа Брака, Макса Эрнста, Альберто Джакометти, Кандинского, Пауля Клее и Жоана Миро.

Более того, Пегги оказывала материальную поддержку нуждающимся в эмиграции творческим личностям, среди которых были художники Марк Шагал, Жак Липшиц, Макс Эрнст и писатель-сюрреалист Андре Бретон.

В Нью Йорке

В июле 1941 года Пегги Гуггенхайм, будучи еврейкой по происхождению, покинула Францию и вместе со своей коллекцией вернулась в безопасный Нью-Йорк. Переехать и обустроить новую выставочную экспозицию в Америке Пегги помогал Макс Эрнст, который вскоре стал её вторым мужем.

Пегги Гуггенхайм в Нью-Йорке

Галерея The Art of This Century просуществовала на Манхэттене в Нью Йорке с 1942 по 1947 г., на год больше, чем брак с Макс Эрнстом. За это время Пегги организовала ряд интересных выставок, как ведущих европейских художников, так и молодых американских, среди которых были Уильям Базиотес, Дэвид Хэйр, Роберт Мазервелл, Роберт де Ниро-старший, Джексон Поллок, Ричард Пусетт-Дарт, Марк Ротко и Клиффорд Стилл.

В Венецию навсегда

В 1947 г. Пегги Гуггенхайм переехала в Европу. В том же году она купила в Венеции на Гранд-канале недостроенный с XVIII в. Палаццо Веньер деи Леони, в котором после реконструкции осталась навсегда.

Пегги Гуггенхайм в Венеции Палаццо Веньер деи Леони

В 1979 году Пегги напишет, вспоминая о своём выборе:

«Я любила Европу больше, чем Америку, и когда война закончилась, мне не терпелось туда вернуться. Уже по пути я решила, что Венеция будет моим будущим домом. Я всегда любила это место больше, чем любое другое на земле, и чувствовала, что буду счастлива там в одиночестве».

Новый дом Пегги использовала как место для жизни, а также как выставочное пространство для своей коллекции. Она завела новых друзей из артистического круга Венеции и продолжила собирать произведения живописи, поддерживая, в том числе и итальянских художников.

Пегги Гуггенхайм в Венеции фото с собакой на фоне Гранд канала

Галерея современного искусства с 1951 года была открыта для публики несколько раз в неделю весной, летом и в начале осени.

Пегги Гуггенхайм умерла в 1979 году. Её могила находится на территории музейного сада (позже названного Садом скульптур Нашера ) недалеко от дерева, посаженного Йоко Оно, и рядом с захоронениями её 14 любимых собак.

Пегги Гуггенхайм в собственном музее в Венеции 1979 год

После смерти эпатажной галеристки музейная коллекция, названная её именем, открылась в 1980 году уже в составе Фонда Соломона Р. Гуггенхайма, которому Пегги передала свой палаццо и шедевры современного искусства ещё при жизни.

Палаццо Веньер деи Леони

Палаццо Веньер деи Леони стал не только местом размещения знаменитой Коллекция Пегги Гуггенхайм, но и своеобразной архитектурной достопримечательностью Венеции. Проплывая по Град-каналу, экскурсовод обязательно обратит внимание туристов на недостроенное здание XVIII в., расположенное рядом с церковью Санта-Мария делла Салюте (Chiesa Santa Maria della Salute).

Палаццо Веньер деи Леони Венеция

Сами венецианцы называют его Palazzo Incompiuto (Недостроенный Дворец).

История

Возведение палаццо в престижном районе Дорсодуро (Dorsoduro) было начато в 1794 году семьёй Венье – старейшим венецианским родом, заявляющим о своей принадлежности к древнеримской династии Аурелиев. Кстати, Венье дали Венеции восемнадцать прокураторов собора Святого Марка (Basilica di San Marco) и трёх дожей.

Первоначальный проект архитектора Лоренцо Боскетти (Lorenzo Boschetti) предполагал пять этажей дворца, но ряд событий, в том числе финансовая несостоятельность наследников, помешал завершить строительство.

проект Палаццо Веньер деи Леони Венеция

Сохранились две гравюры Джорджио Фоссати (Giorgio Fossati) и деревянная модель здания (находится в фондах Музея Коррера в Венеции), которые позволяют соотнести несостоявшийся внешний облик Палаццо Веньер деи Леони с классическим фасадом Палаццо Корнер делла Ка’Гранда (Palazzo Corner della Ca’ Grandа), построенного напротив.

Происхождение названия достопримечательности связано с легендой о льве, которого якобы держала в саду палаццо семья Венье. Более вероятно, что упоминание о царе зверей появилось благодаря восьми скульптурным элементам на основании фасада – головам львов, смотрящих в воду (их ещё называют «зевающими львами»).

Реконструкция

С конца XIX века одноэтажный дворец на Гранд-канале сменил несколько владельцев и арендаторов. Свою нынешнюю структуру он приобрёл в 1936 году, когда его хозяйка виконтесса Дорис Каслросс организовала ряд ремонтных работ, сохранив первоначальный фасад палаццо.

Пегги Гуггенхайм провела только внутреннюю реконструкцию, отказавшись от возведения второго этажа, и расширила площадь здания за счёт строительства по периметру сада одноэтажного павильона по типу барчессы. Прекрасным решением обновления стали новая терраса над водой и ажурные металлические ворота, установленные в 1961 г. по проекту художницы Клэр Фалькенштейн.

С 1993 года размеры пространства музея увеличилось вдвое, с 2 до 4 тыс. кв. м за счёт присоединения соседних зданий, в которых разместились новые галереи, садовая пристройка, а также кафе и магазин.

Музей сегодня

Музей современного искусства на Большом канале принимает ежегодно около 400 тыс. туристов и является вторым по посещаемости в Венеции после Дворца дожей (Palazzo Ducale). Небольшое количество экспонатов компенсируется их высокой оценкой в мире искусства и особым антуражем, с которым они представлены зрителю.

Знакомство с коллекцией начинается уже во дворе музея под открытым небом. Посетителей встречает скульптура обнажённого всадника работы Марино Марини (Marino Marini).

скульптура обнажённого всадника работы Марино Марини у входа в музей Пегги Гуггенхайм в Венеции

Мужчина изображён с огромным фаллосом, который автор по просьбе Пегги сделал съёмным. Такая трансформация была необходима на случай какого-либо запрета или, например, для глаз монахинь, проплывающих в лодке у дворца.

Основная часть коллекции музея – это произведения искусства из частного собрания Пегги Гуггенхайм, которая включает шедевры кубизма, футуризма, метафизической живописи, европейского абстракционизма, сюрреализма и американского абстрактного экспрессионизма.

Коллекция Пегги Гуггенхайм Пабло Пикассо Василий Кандинский

Громкие имена авторов и их работ известны всему миру:

  1. Марк Шагал — «Париж и окна», «Дождь»;
  2. Пабло Пикассо — «На пляже», «Поэт»;
  3. Сальвадор Дали — «Рождение жидких желаний»;
  4. Джексон Поллок – «Лунная женщина», «Алхимия»;
  5. Марсель Дюшана — «Грустный молодой человек в поезде»;
  6. Рене Магритт — «Империя огней», «Голос воздуха»
  7. Василий Кандинский – «Пейзаж с красными пятнами»
  8. Макс Эрнст — «Обнажённая невеста», «Антипапа»
  9. Константина Бранкузи — «Майастра», «Птица в космосе» и другие.

Коллекция Пегги Гуггенхайм Сальвадор Дали Василий Кандинский

В музее помимо работ из личного собрания Пегги Гуггенхайм представлены шедевры из коллекции Ханнелоры Б. и Рудольфа Б. Шульгофа, Сад скульптур Нэшер, а также временные выставки, которые обновляются 2–3 раза в год.

Отдельная комната музея посвящена Джексону Поллоку. Пегги открыла миру этого американского художника абстрактного экспрессионизма, организовав в 1950 г. его первую отдельную выставку. В последующие годы он станет самым дорогим художником современности, но мало кому известно, что в трудный период жизни Гуггенхайм платила ему зарплату, чтобы он мог продолжать заниматься живописью.

Много полезной и интересной информации находится на официальном сайте коллекции www.guggenheim-venice.it доступном на итальянском или английском языке.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

Рейтинг@Mail.ru