Миланский кафедральный собор Дуомо

Собор Дуомо в Милане

Сердце города Милана  – это большая Соборная площадь. Она подобна серебряному подносу, на котором сверкают главные жемчужины Милана – кафедральный собор Дуомо, Королевский дворец и галерея Витторио-Эммануэле II.

Кафедральный собор Дуомо в Милане (Duomo di Milano) – это поистине уникальный памятник архитектуры в стиле Пламенеющая готика (Flamboyant).

Собор Дуомо в Милане

Он является символом католической веры для жителей города и страны.  Домский собор, поражающий своими размерами и уникальным смешением стилей архитектуры, выполнен полностью из белого мрамора. Монументальная постройка уступает по своим размерам всего трём христианским храмам мира – Собору святого Петра в Ватикане (La basilica di San Pietro in Vaticano), Севильскому кафедральному собору и Лондонскому собору святого Павла.

Что такое Дуомо? Термин «дуомо» известен с XII века. Происхождение слова — от лат. domus — «дом», под которым подразумевается domus Dei — «дом Божий». Некоторые источники также предполагают в качестве исходной фразы варианты domus ecclesiae — «дом церкви», «церковный дом» или domus episcopi — «дом епископа»

Время работы, стоимость билетов, подъём на террасы

По состоянию на Март 2024 года, Собор Дуомо открыт для посещений ежедневно с 7:00 до 19:00, последняя группа посетителей запускается не позднее 18:45. Посещение собора для верующих – бесплатно утром и только в левую часть здания, обязательное условие – соблюдение приличий в одежде и поведении.

Билет для туристов включающий посещение собора, смотровой площадки и музея стоит 20 евро, зайти можно с 8 утра.

Посетители также могут осуществлять фотосъемку внутри собора, однако заранее необходимо оформить документы, подтверждающие личность (цена – 2 евро). Все фотоматериалы не должны быть использованы в корыстных целях. В субботу и воскресенье график работы собора – с 8:30 до 18:00. В церковные праздники – особый режим работы. Подъем на террасы в Зимний сезон осуществляется с 9:00 до 19:00, последняя загрузка лифта в 18:10. Открытие зимнего сезона 16 сентября.

Для посещения собора, крипт и смотровой площадки существуют разные типы билетов, стоимостью от 3 до 19,5 евро.

С понедельника по среду – с 9:00 до 19:00, последний подъем лифта в 18:10. С четверга по воскресенье — с 9:00 до 21:00, последний подъем лифта в 20:10. Начало Летнего сезона – 10 апреля.

Билеты советую оформить заранее в официальных билетных кассах tiquets.com на русском языке.

Билет включающий вход в собор без очереди и доступ на крышу по лестнице стоит 15,50 евро, а если желаете сэкономить силы и подняться на лифте, то выбирайте опцию за 20 евро. Для резервации доступно время 08:00, 10:00, 12:00, 14:00 или 16:00 – это очень удобно.

Помимо этого, за отдельную плату можно посетить Сокровищницу собора Дуомо (3 евро), а также Баптистерий святого Джованни алле Фонти (4 евро). Существует возможность покупки комбинированных билетов, по сниженной цене.

экскурсия Милан собор Дуомо фотограф

  • Индивидуальные экскурсии в Милане на русском: gid.italy4.me
  • Групповые экскурсии в собор на английском: www.tiqets.com – 27 евро, полтора часа, билеты на лифт уже включены в стоимость.
  • Официальный сайт собора Дуомо на английском, актуальные цены билетов и время работы: www.duomomilano.it

История строительства

Начало строительства Миланского собора пришлось на окончание 14 века. Чтобы заложить фундамент обширнейшей постройки, пришлось убрать руины зимней базилики (Basilica vetus), стоявшей на Соборной площади вплоть до конца 12 века. Многочисленные войны за территорию, а впоследствии и религиозные столкновения принесли большие разрушения в Милан. Городские власти приняли решение придать забвению старые религиозные постройки и получить место для нового крепкого и красивого собора.

Архиепископ Антонио де Салуззи распорядился заложить первый камень в фундамент собора Дуомо в 1386 году. Однако первоначальный план строительства претерпел ряд изменений, и в средине 15 века была упразднена вторая церковь на Соборной площади.

Её называли летней базиликой (Basilica di Santa Tecla), и она до последних своих дней служила прихожанам, перебрав на себя функции зимней базилики, разрушенной ранее.

Работы по возведению нового собора начались с тщательного планирования местности. Экономные итальянцы решили использовать материалы из демонтированных построек в предстоящем строительстве. Для отделки собора архиепископ выбрал мрамор нежного бело-розового оттенка, который добывали в карьере Кандолья, что находится в Пьемонте. Группа строительных мастеров из Ломбардии, во главе с архитектором Симоне де Орсениго, взялись за воплощение планов в действительность. В качестве основного архитектурного стиля была избранная поздняя готика, в которой чувствовалась сильное влияние богемской школы.

Джан Галеаццо Висконти 1-ый миланский герцог с 1395 по 1402 годПроцесс строительства нового кафедрального собора нашёл живой отклик у жителей города, что взял на заметку глава Милана Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti). К началу 15 века курировать монументальную стройку стала не церковь, а государство. Стремление укрепить итальянскую монархию и повысить статус Милана в религиозной среде, заставил Висконти форсировать возведение постройки. Строительные материалы были освобождены от уплаты налогов, особенно ценные из них были маркированы клеймом AUF, что означало “для строительных целей”.

Трансформация архитектурного стиля

Поскольку общее время, затраченное на возведение собора Дуомо, приближается к отметке – 7-ми столетий, то нет ничего удивительного в грандиозном смешении стилей в его оформлении. Базовый план архитектора был рассчитан на трехнефное здание с двумя башенками часовен по бокам. Приемник итальянских мастеров, француз, привнёс элементы готики, популярные на его родине. Также было решено отказаться от часовен в пользу расширенной пятинефной базилики.

Для того чтобы верно спроектировать столь колоссальную постройку, на помощь архитекторам был приглашен математик Габриэле Сторналоко. Благодаря его вычислениям стало ясно, что центральный неф собора не должен превышать 45 метров, а боковые нефы будут выстроены по нисходящей линии. Дополнительно возникшие проблемы с доставкой тяжелых мраморных плит и каменных глыб на большую высоту помог решить инженер Жан Миньо.

Усилия градоправителя Милана не пропали даром, уже к середине 15 века практически половина строительных работ была выполнена. Однако политическая нестабильность в стране и проблемы с финансированием, сильно замедлили процесс в последующие 40 лет.  Были выполнены некоторые отделочные работы, установлен и освящен центральный алтарь собора.

Миланский кафедральный собор Дуомо в начале 16 векаНачало 16 века ознаменовалось окончанием работ над куполом, который изнутри был оформлен множеством статуй. Если быть точным, то скульптуры, изображающие католических святых и мучеников, выстроились в четыре ряда, каждый из которых вместил по 15 статуй. Снаружи, стрельчатый шпиль, устремленный в небо, представлял собой образчик ренессансной архитектуры за авторством Джульетто дель Амадео.

К середине 16 века в итальянских землях наступила пора Испанского превалирования, что не могло не отразиться на судьбе миланского собора. Новая власть решила использовать его для церковных нужд, однако значительной финансовой поддержки для окончания строительства не предоставила. Для внутреннего убранства церкви были созданы несколько пилястр, обрамляющих алтарную часть, а также был установлен большой орган, статуя святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, и старинный 5-метровый лоретанский подсвечник.

Новый архиепископ миланский, избранный в конце 16 столетия, решил вмешаться в ход возведения собора. Карлу Борромео не пришлось по вкусу значительное влияние иностранных архитектурных школ. Он упраздняет ряд элементов внутреннего оформления, а во главе строительства ставит итальянского мастера – Пеллегрино Пеллегрини (Pellegrino Pellegrini).

Незаконченный готический собор должен был смягчиться в ренессансном обрамлении. В частности, архитектор замыслил оформить здание снаружи при помощи высоких колонн и ряда статуй.

Несмотря на то, что внутренние и внешние работы в соборе еще были далеки от завершения, в 1577 году, архиепископ освещает его. До 40-х годов 17-го столетия, наружная отделка здания продолжается в ренессансном стиле. Однако смена ведущего архитектора, ознаменовала возврат к готическому стилю. Таким образом, пять дверей и два центральных окна, получили стрельчатые верхушки, вместо ожидаемых плавных линий эпохи Возрождения.

Формирование внешнего облика

Миланский собор был посвящен Рождеству пресвятой Девы Марии, что архитекторы умело обыграли в процессе наружного украшения здания. Франческо Кроче выполнил расчеты и составил проект для шпиля длиной в 102 метров. Этот шпиль занимает центральное место над куполом собора Дуомо, венчает его – 4-х метровая позолоченная скульптура Девы Марии (La Madonina). Эта святая является покровительницей города.

Коронация Наполеона Бонапарта в кафедральном соборе Милана Дуомо Сам Наполеон Бонапарт, итальянец по происхождению, избрал кафедральный собор в Милане для предстоящей коронации. Последующие 7 лет, в здании активно велись отделочные работы. Позднеготические элементы с вкраплением неоготики довершили необычный стиль собора. Пышная церемония вступления Наполеона на пост короля Италии состоялась 20 мая 1805 года под ажурными сводами Дуомо. В честь этого памятного события была изготовленная статуя Бонапарта, которая украшает один из шпилей собора.

Миланский кафедральный собор Дуомо - фото в начале XX векаС тех пор прошло еще полтора столетия, в ходе которых продолжалась отделка внешних и внутренних поверхностей. И только в 1965 году строительство собора было официально завершено, и он стал функционировать в полную силу. Со средины 16 века и до этого момента церковь была частично открыта для прихожан, в ней совершались обряды только в исключительных случаях. Последние работы по реконструкции собора были осуществлены в 2003-09 гг.

Чем знаменит миланский собор

Великолепный готично-ренессансный памятник в самом сердце Милана обладает рядом поразительных черт. Если обратиться к цифрам, то собор имеет приличную вместимость, порядка 40 тысяч прихожан, что несколько уступает объёмам собору святого Павла (Basilica di San Paolo fuori le Mura) в Риме. Кафедральный собор Дуомо в Милане с высоты птичьего полетаЕсли взглянуть на здание с высоты птичьего полета, то станет ясно, что оно напоминает католический крест, у которого вертикаль составляет 158 м, а горизонтальный неф – 92 м. Наивысшая точка собора – шпиль, украшенный статуей Девы Марии, объединенная высота которого – 106 м. Однако первое знакомство с Дуомо начинается отнюдь не с сухой статистики, а с визуального восприятия. И в этом плане, зданию есть чем похвастаться, белоснежная громада собора растет в ширину и высоту по мере приближения к нему. С каждым шагом, человек, очутившийся на Соборной площади, будет открывать для себя новые красоты этой церкви. Пятинефная базилика устремляет в небо острые копья 135 шпилей. Каждый из них затейливо отделан лепниной в стиле поздней готики.

Фасад и шпили кафедрального собора Дуомо в МиланеФасад здания, его шпили и внутренние помещения, украшены невообразимым числом статуй – 3400. В это число входят изображения исторических личностей, святых, мучеников, пророков и прочих библейских персонажей. Не обошлось и без верных символов средневековья – горгулий и химер. Они, как верные атрибуты готики, угнездились на стенах здания, отгоняя нечисть. Среди наружной отделки здания попадаются весьма любопытные экземпляры, например, изображение Муссолини или же древний прототип статуи Свободы, что ныне стоит в США.

Еще одна изюминка Дуомо – вид бело-розового мрамора при различном освещении. Кому-то нравится собор в лучах рассветного солнца, другие люди предпочитают мягкие отблески заката. Известный же немецкий поэт Гейне утверждал, что нет ничего мистичнее и прекрасней, чем миланский Дуомо, освещенный серебряным лунным светом.

Интересные факты и мифы

Посетителей, ступивших за порог собора Дуомо, ожидает прохлада и приглушенный свет. Множество красочных витражей иллюстрирует библейские сюжеты, отблески синего, красного и желтых стекол причудливо отражаются на полах и стенах церкви. А над центральным алтарем, высоко под куполом, находится большая реликвия – гвоздь, которым был распят Иисус Христос.

Раз в год, 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господнего, миланский архиепископ поднимается под потолок, с тем, чтобы снять гвоздь и предъявить его прихожанам.

Под закат 18 столетия в соборе был установлены солнечные часы,  меридиан, призванные отмечать наступление полудня. Выглядит это устройство, как металлическая полоса, укрепленная на полу постройки. Она протянулась от входа в собор через всю церковь. На полоске нанесены изображения знаков зодиака и соответствующая разметка. Ровно в полдень, солнечный луч, коснувшийся металлической линейки, покажет на то созвездие, которое характерно для текущего месяца. Помимо своего основного назначения, чудо-меридиан указал на невидимую опасность, угрожающую целостности Дуомо. Систематические ошибки в показаниях прибора, обнаруженные в 20 веке, косвенно указали на проседание фундамента здания.

Интерьер внутри собора Дуомо в Милане

Внутри собора можно полюбоваться на искусно украшенные саркофаги известных людей прошлого. Так, тело архиепископа Альберто де Интимьяно хранится в каменной тумбе, выложенной тонкими медными пластинками, образующими орнамент в виде распятья. Также можно увидеть мавзолей Джан Джакомо Медичи, украшенный тремя великолепными статуями, колоннами и мраморными плитами.

Ранее считалось, что автор этого поразительного образца зодчества сам Микеланджело. В 20 веке искусствоведы доподлинно определили, что работы по камню осуществил Леоне Леони, что, впрочем, нисколько не умаляет красоту декора.

Упомянутый мавзолей был одним из последних захоронений внутри кафедрального собора. В конце 16 столетия, был издан указ, запрещающий хранить останки умерших в стенах церкви, во избежание возникновения эпидемий и распространения заболеваний.

Если вам посчастливится побывать в Милане в конце осени, то обязательно загляните в собор Дуомо. В ноябре и декабре каждого года в его стенах выставляются Квадрони святого Карла Борромео – серия из 54 картин, иллюстрирующая жизнь и деяния этой персоны. Целая плеяда знаменитых итальянских мастеров кисти написала полотна специально для миланского кафедрального собора.

Вид с терассы миланского кафедрального собора Дуомо

Отдельной достопримечательностью Дуомо можно назвать захватывающий дух вид, открывающийся с террасы, расположенной на крыше здания. Удобно устроенная обзорная площадка позволяет свободно перемещаться по крыше собора. Настоящий подарок для всех посетителей, поскольку лучшего вида на город просто невозможно найти во всем Милане.

А, кроме того, посетители смогут рассмотреть вблизи ажурное кружево шпилей, внешнюю отделку здания, точеные силуэты статуй и оценить все великолепие собора, возрастом в 7 веков.

Собор Дуомо в Милане обзорная площадка на крыше

Адрес

Собор Дуомо находится по адресу: P.za del Duomo, 20122 Milano

Добираться до этой удивительной достопримечательности удобнее всего на метро. Подойдут первая и третья линии, выход на станции Дуомо.

Читайте подробнее про метро в Милане.

Достопримечательности рядом – что посмотреть?

Как уже было отмечено выше, на Соборной площади есть и другие интересные строения, помимо кафедрального собора.

Галерея Витторио Эммануэле в Милане

Если же осуществить пешую прогулку через стеклянный пассаж с множеством бутиков и элитных магазинов для шоппинга, посвященный Витторио-Эммануэле II, то можно вскоре попасть на Via Filodrammatici, 2. По этому адресу находится самый известный оперный театр в мире – Ла Скала, а также музей, расположенный при нем. Хотя внешне здание театра не идет ни в какое сравнение с ослепительной отделкой Дуомо, интерьеры его также могут преподнести сюрприз. А главная ценность Ла Скала в том действии, что происходит на его сцене.

Автор:
Гид, путешественник, марафонец, журналист, создатель сайта ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ. Живу в Риме и живу Римом. Провожу авторские экскурсии на рассвете, чтобы все, как и я десять лет назад, влюбились в Вечный город с первого взгляда. Организую туры с замечательными людьми, профессиональными гидами в Риме, Флоренции, Венеции, Милане, Вероне, Болонье, Неаполе, Сицилии, Сардинии, Турине, Генуе. По теме статьи просьба задавать вопросы в комментариях. Стараюсь отвечать всем хотя бы раз в день.

Ваши вопросы, отзывы и комментарии по теме статьи

Ваше мнение важно! Пожалуйста оцените статью!

  • http://vk.com/id5593146 Володя Новак

    Такая конструкция, как минимум внушает уважение.

  • http://italy4.me Яна Якуцевич

    У вас в Праге собор тоже неплохой — собор святого Вита!

  • http://twitter.com/novajaanna Марина

    Я была в Милане и видела миланский кафедральный собор. Впечатление потрясающее. Когда собор возникает перед глазами невольно вырывается возглас восхищения. На площади возвышается белый ажурный собор. Хочется запечатлеть в памяти, правда одна из башен была на реконструкции. Внутри красиво . Видела мавзолей Медичи. После посещения базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, слежу за этой семьей. И конечно все туристы наблюдают за солнечными часами в этом соборе.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/118815545280325/ Vladimir Bob

    Здравствуйте. Я правильно понял, что опция Fast-Track при покупке билета,дает возможность приоритетного входа (вне общей очереди ) не только на крышу, но и в внутрь собора? Есть ли аудиогид на русском?

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Владимир, в билете Fast Track ничего не сказано про собор, скриншот вариантов вам прикрепил. Там написано, что только на лифт без очереди.
    Аудиогида на русском, на сколько мне известно, в Дуомо нет.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/118815545280325/ Vladimir Bob

    Вроде бы написано что позволяет входить в собор через зарезервированный вход ( в определенное время, например с 10 до 11 )

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Владимир, тогда всё отлично. Обязательно пожалуйста поделитесь вашим опытом в этой ветке комментариев – это многим туристам пригодится

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/118815545280325/ Vladimir Bob

    Получил ответ из информационного центра на сайте Дуома.
    «Dear visitor,
    thank you for your interest in the Duomo of Milano and for contacting us.
    I inform you can visit Cathedral going down directly from Terraces by internal stairs.

    (one security check only)»
    Попробуем.
    Артур спасибо вам за информационную помощь ,которая так необходима .

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Владимир, и вам спасибо за то, что поделились опытом.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/118815545280325/ Vladimir Bob

    Есть аудиогид на русском

  • Alena Kuznecova

    Артур, добрый день! Подскажите, пожалуйста, если брать билет Fast Track, то забронированное время это именно для подъёма на лифте? А посещение собора, музея…. могу ли я это сделать в этот же день ранее, или только уже позднее забронированного на террасу времени (бронирую время 16-17)?

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Если бронируете вход в 16 часов 17 минут, то вам нужно прийти за 10 минут до времени указанного в брони. Раньше вас не запустят, а позже бронь пропадет

  • Alena Kuznecova

    У меня билет Fast Track. Он включает в себя собор, музей, подъем на лифт и что-то ещё. Вромя брони 16.00-17.00. Это время, я так понимаю, для лифта. Вопрос в том, когда я могу посетить собор, музей, баптистерию…?

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Алена, собор, музей и баптистерий вы можете посетить в день брони в любое удобное для вас время, а на купол подняться с 16:00 до 17:00.

  • Alena Kuznecova

    Артур, спасибо вам большое за помощь! Без вашего сайта не получилось бы так качественно спланировать поездку! 🙏🏻

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Алена, спасибо за отзыв и добро пожаловать. Ждем вас в стране солнца и вина, не забывайте, что в команде ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ собраны лучшие гиды Италии. Описания всех наших авторских экскурсий находятся в разделе https://gid.italy4.me/

  • http://instagram.com/dakuznet Dakuznet

    Спасибо за статью, недавно была в Милане, посетила Дуомо, но без экскурсии, теперь интересно почитать об истории собора. Сооружение конечно впечатляющее, поистине сердце города.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/259057141156539/ Светлана Макарова

    Миланский кафедральный собор всегда мечтала посетить и это наконец-то свершилось летом этого года. Я была восхищена этим собором, для меня это одна из самых красивых достопримечательностей Италии.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100002197606489 Артур Якуцевич

    Светлана, спасибо за отзыв, а меня собор Дуомо тоже произвёл впечатление – символ Милана, нет слов!

Рейтинг@Mail.ru